Предложить новость
18+

Судьба Аракчеевских казарм оказалась под влиянием коррупции ЗакСа

Участок Аракчеевских казарм на Шпалерной улице в Петербурге, вероятно, мог стать объектом коррупционной составляющей при изменении правовых норм Законодательным Собранием (ЗакС) города под управлением Вячеслава Макарова в пользу компании, которую СМИ связывали с семьей депутата Госдумы Александра Некрасова.

Санкт-Петербург обладает большим количеством объектов, представляющих культурную и историческую ценность. Одним из таковых выступают сохранившиеся постройки Аракчеевских казарм 1916 года – здания Офицерской кавалерийской школы. Они располагаются на Шпалерной, 51, со стороны Кавалергардской и Ставропольской улиц. Данный объект с 2013 года выступает объектом столкновения градозащитников и потенциальных застройщиков.

Судьба Аракчеевских казарм

В 2013 году бывшая на тот момент собственником участка компания ООО «Реформа» решила построить на территории многоэтажный жилой комплекс. Для этого в 2014 году застройщик получил разрешение со сроком действия до 30 апреля 2016 года. Комитет по градостроительству и архитектуре (КГА), основываясь на многочисленных согласованиях, заключениях и письмах КГИОП, утвердил план по земельному участку. После появления активности недовольных градозащитников по поводу предположительного сноса зданий дореволюционной постройки и обращения в суд с исками, выдача разрешения на строительство была признана незаконной.

КГИОП сделал ошибочные выводы о необратимости аварийности зданий на территории Аракчеевских казарм, сославшись на заключение специалиста, в котором утверждалось, что ликвидация аварийности сохранившихся исторических литер (всего 4 здания) возможны путем капитального ремонта, но трудновыполнима и экономически нецелесообразна. В результате неразберихи две внутренние постройки под литерами Л и Н были снесены. Остались только фронтовые здания под литерами Б и К.

Согласно Закону Санкт-Петербурга от 19.01.2009 №820-7 «О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон», данные постройки не имеют статус объектов культурного наследия и входят в границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ОЗРЗ-1). Однако тот факт, что они построены в 1916 году, делает их историческими зданиями. По вышеуказанному закону снос исторических зданий запрещен.

Данное обстоятельство совместно с признанием недействительным разрешения на строительство повлияло на решение застройщика отказаться от реализации проекта и выставить объект на торги по цене 1,43 млрд рублей. В общей сложности инвестор потратил на реализацию проекта, который не воплотился в жизнь, сумму в 289,6 млн рублей. Очевидно, что часть этих убытков возникла в результате неправомерности действий правительства и комитетов, которые выдали разрешения на строительство.

В конечном итоге участок перешел банку «Уралсиб» в качестве залогового имущества. В 2020 году стало известно, что участок Аракчеевских казарм на Шпалерной улице размером 1,1 гектара за 800 млн рублей выкупила компания «Лидер Групп», принадлежащая семье депутата Госдумы Александра Некрасова. При этом изначально покупатель был другой и предлагал 750 млн рублей, которые устроили руководство банка. Но в последний момент все поменялось, и объект спешно «перехватила» компания «Лидер Групп», предложив всего на 50 млн больше. Подобная активность вызвала подозрения, особенно на фоне деятельности Законодательного собрания Петербурга.

Законы Петербурга в пользу «нужного застройщика»

ЗакС под управлением спикера Вячеслава Макарова решил внести изменения в вышеупомянутый закон №820-7 от 19.01.2009 в части процедуры использования территорий с находящимися на ней историческими зданиями. По старой версии закона, высота здания, формирующего внутриквартальную застройку, не должна быть выше исторического здания, формирующего уличный фронт. Другими словами, между двумя оставшимися зданиями на участке Аракчеевских казарм нельзя было построить высотное здание.

По новой версии закона, который был принят ЗакС и начинает действовать с 1 февраля 2021 года, данное ограничение фактически было снято. В пункте 3.1.4 указывается, что высота внутриквартального здания не должна превышать фронтальные здания, за исключением одноэтажных исторических зданий. Сохранившиеся фронтовые здания на Шпалерной как раз являются одноэтажными историческими зданиями.

Примечательно, что подобные изменения в законе были внесены лишь для территории, входящей в границы единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (ОЗРЗ-1), куда и входит участок Аракчеевских казарм. Для других районов города данные нововведения не предусмотрены. Другими словами, ЗакС фактически на законодательном уровне дал возможность произвести застройку высотного дома между историческими зданиями на Шпалерной. При этом сомнений, что изменение закона производилось именно под данный участок земли, не возникает, ведь в указанной зоне больше нет строительных объектов рядом с одноэтажными историческими зданиями.

Не исключено, что заинтересованность связанной с депутатом Некрасовым «Лидер Групп» по приобретению именно этого участка вызвана целенаправленным изменением закона. Изначально данная территория не представляла большого интереса, поскольку на ней нельзя было построить объекты выше фасадных одноэтажных исторических зданий. Но с новым законом участок стал представлять повышенную ценность. Вероятно, это обстоятельство и повлияло на решение «Лидер Групп» выплатить более высокую цену, чем предлагали конкуренты. Приобретение земли по высокой стоимости, а также разрешение застройки вблизи исторических зданий, полученное за счет изменения законов города ЗакС применительно к определенной территории, может быть показателем коррупционной составляющей.

Причем наличие двух сохранившихся исторических зданий на участке не должно вводить в заблуждение. Как показывает практика с двумя предыдущими корпусами, которые были снесены в результате неразберихи с разрешениями на работу, оставшиеся корпуса под литерами Б и К может постичь та же участь. В связи с этим необходимо с особым вниманием отнестись к качеству документации, устанавливающей градостроительные регламенты, выдаваемые КГИОП и КГА во избежание ошибок. Ведь в противном случае расходы и убытки понесут как инвестор, так и бюджет Санкт-Петербурга.

Опыт изменения законодательных норм в качестве инструмента для оказания влияния на градостроительную сферу у ЗакС есть, причем непосредственно по инициативе спикера Вячеслава Макарова. Речь идет о возможности изменения статуса территорий путем внесения в список зеленых насаждений общего пользования (ЗНОП). Строительство на землях их данного списка запрещено. Корректировка списка, в который добавляются территории ЗНОП или производится исключение из него, возложена на Законодательное собрание путем внесения изменений в закон о зеленых насаждениях № 430-85 от 8 октября 2007 года.

Этот закон может использоваться для оказания влияния на застройщиков, ведь строительные площадки решением ЗакС могут стать фактически непригодны для застройки, или наоборот, у определенных компаний могут появиться новые объекты, исключенные из ЗНОП. Под действие этого законодательного инструмента уже попадали такие застройщики как ООО «Орион», «Бронка Групп» и прочие. При этом сам спикер Макаров выступал против отдельных компаний и объектов строительства, инициируя добавление территорий под застройку в список ЗНОП.

По информации «Фонтанки», строительная сфера Петербурга представляет для председателя ЗакС повышенный интерес. Многие вопросы по градостроительству решаются непосредственно спикером. Ранее отраслевые интересы Макарова также распространялись и на исторические здания, которые, вероятно, использовались для достижения личных интересов в городской застройке.

Фото: Константин Селин, Фонтанка.ру

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзене», где собираются самые крутые видео и интересные статьи «Мегаполиса»!
Перейти в Дзен