Предложить новость
18+

Борьба с пылью по-научному

Мурманский морской торговый порт, уникальный на фоне остальных российских морских портов, располагает прямым выходом в Мировой океан, обеспечивая круглогодичную навигацию и обработку до 24 миллионов тонн грузов в год. Среди них преобладают навалочные грузы — уголь, железорудный концентрат и антрацит, которые, будучи подвержены пылению, представляют собой серьезную экологическую проблему для окружающей среды, особенно в условиях сурового климата и сильных ветров.

Комплексные меры

По информации РБК Тренды, с начала своей деятельности в 2018 году Мурманский морской торговый порт стал активно внедрять комплексные меры по борьбе с пылением, используя стандартные для морских портов технологии. Это включает орошение угольных штабелей, дорог и складских площадок, где используется система туманообразующих пушек, а также различные дополнительные меры, такие как озеленение территории порта и установка ветрозащитных конструкций. Кроме того, порт использует два вакуумных погрузчика и пять поливочно-уборочных машин для очистки дорог и площадок.

В условиях регулярного ухудшения качества воздуха, особенно зимой, порту необходимо было не только контролировать эффективность уже существующих методов, но и генерировать новые работающие технологии. В поддержку этой инициативы была создана специальная рабочая группа, задачей которой стало обсуждение вариантов решения проблемы и контроль принятых решений. Проект модернизации системы пылеподавления стал возможен благодаря сотрудничеству с весны 2024 года с Институтом системного программирования Российской академии наук, который предложил научный подход к решению проблемы пылеподавления.

Фото предоставлено ТГ-канал «Порт Мурманск»

Научный подход

Проведенное лабораторное цифровое моделирование предоставило ММТП ключевые рекомендации по улучшению оборудования по пылеподавлению. Исследования показали, что для повышения эффективности пылеподавления необходимо оснащать стационарные пушки форсунками большего диаметра, что позволит значительно лучше улавливать и смачивать угольные частицы. Кроме того, установка подъемных механизмов для увеличения высоты турбин повысит эффективность работы системы в условиях морских ветров.

Изучая зарубежный и отечественный опыт, специалисты ММТП поняли, что комплексный подход — наилучший вариант. Никакие отдельные технологии не способны полностью исключить пыление во время открытых перевалок, но внедрение нескольких методов одновременно может обеспечить максимальную эффективность. В настоящее время порт приступил к выполнению рекомендаций и начал реализовывать новые технологии.

Согласно последним расчетам, разработанным в ИСП РАН, уже установленные подъемные устройства на пушки пылеподавления и улучшенные системы сортировки и транспортировки угля могут сократить выбросы пыли на 80%. Стратегия модернизации, запланированная до конца 2025 года, включает не только закупку современного оборудования, но и регулярное наблюдение за его работой для контроля эффективности.

Как отметил Андрей Епихин, кандидат технических наук, руководитель лаборатории цифрового моделирования технических систем ИСП РАН,
при проведении расчетов и обзоре научных статей стало очевидно, что не существует методов пылеподавления, которые полностью исключат вынос пыли при открытых перевалках. Мелкие частицы при сильных ветрах будут распространяться в любом случае. Решающую роль в снижении пыления играет применение одновременно нескольких технологий на одной территории.

Эффективное пылеподавление

Работа над улучшением систем пылеподавления в Мурманском морском торговом порту — это не только технологическая, но и системная задача. Одним из ключевых аспектов является взаимодействие с местными экологическими организациями и населением. Порт активно ведет диалог с общественностью, информируя о своих планах и достижениях в области снижения пылевых выбросов.

В связи с этим пылеподавление не может рассматриваться изолированно от общего управления экологической безопасностью. В Мурманском порту прокладываются целевые маршруты для снижения перемещения угля, проектируются новые технологические линии, уменьшающие объемы распыляемой пыли.

По словам технического директора АО «ММТП» Евгения Краснова,
ММТП нужен стране, но без массовых грузов, таких как уголь и железорудный концентрат, порт не сможет стабильно функционировать. А у такого груза есть отрицательное свойство — пыление, с которым порт борется всеми возможными способами.

«Ввиду этого экологическая безопасность была, есть и будет оставаться главным приоритетом ММТП. Тем более, как показывает опыт, участие ученых позволяет качественно улучшить существующие системы и разработать новые подходы для эффективного снижения пыления», — подчеркнул Краснов.

Таким образом, реализация комплекса мер по улучшению системы пылеподавления в Мурманском морском торговом порту — это шаг к более экологически безопасному будущему не только для самого порта, но и для региона в целом. Порт становится примером того, как важно сочетать технологические новшества и тщательный мониторинг для достижения комплексных результатов в области охраны окружающей среды.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзене», где собираются самые крутые видео и интересные статьи «Мегаполиса»!
Перейти в Дзен
Текст новости: Анастасия Петрова
15:53, 25.03.2025
4831