Предложить новость
18+

Горячее время железной дороги: эксперты считают, что России требуются дубль БАМа и Транссиба

Товарооборот России с Китаем продолжает стремительно расти. Во многом способствовало этому открытие железнодорожного и автомобильного мостов через реку Амур. Так что перенаправление грузопотоков в Азию успешно реализуется.

Рост товарооборота требует и расширения инфраструктуры. И открытие в ноябре железнодорожного моста через Амур стало очередным шагом в этом направлении. Новый коридор, соединивший Россию и Китай, существенно расширил связь с нашими соседями на Дальнем Востоке. Ведь раньше здесь существовало только три железнодорожных перехода — в Забайкалье, на который приходилось до 70% идущих в Китай грузов, и парочка в Приморье. Проезд через реку позволит контейнерным поездам приходить на 15-20 дней раньше срока.

Одним из главных экспортируемых из России товаров стал уголь, который после европейского эмбарго теперь активно продаётся на азиатских рынках. Поставки горючего ископаемого бьют все рекорды. В августе Пекин получил более 8,5 млн т угля, и эти цифры значительно бы выросли, если бы позволяла транспортная ситуация.

— Главное слабое место для роста экспорта в Китай железнодорожным транспортом — это недостаточная пропускная способность российских железных дорог, — считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. — Потенциал развития грузопотока в Китай по железной дороге есть, но для этого России нужно, по сути, построить дубль БАМа и Транссиба, что займет немало времени. Поэтому и наблюдаются «пробки» с составами, забитыми углем. Они не могут проехать по несколько недель — не хватает путей для прохождения сразу нескольких составов параллельно.

Правительство Российской Федерации приняло решение провести реконструкцию железной дороги, на 340-километровом участке Улак – Февральск сейчас возводится БАМ-2. На выполнение стратегической задачи направлены более 1500 военных железнодорожников и почти 1000 единиц техники различного назначения. Строительство второй ветки БАМа в самом разгаре. Судя по всему, у военных железнодорожников неплохо получается. Во всяком случае, большая часть земляных работ уже завершена. Эта стройка не стала такой же всенародной, как первый БАМ, зато эксперты отмечают профессиональный подход к решению любых, даже бытовых вопросов. Задействованные в проекте строители проживают в модульных городках, так что отсутствие цивилизации поблизости от стройплощадки никак не влияет на комфортность проживания персонала. Внутри есть душевые, прачечные, зоны отдыха и тренажёрные залы. В столовых кормят так же, как и во всей армии – специализированный комбинат питания предлагает военнослужащим шведский стол, где три раза в день меняются и мясные блюда, и гарниры, и выпечка. В салат-баре для посетителей столовой предусмотрены закуски из свежих и консервированных овощей, регулярно повара устраивают для них Дни национальной кухни, когда к уже привычному меню добавляются изыски из стран ближнего зарубежья. Неудивительно, что при таком отношении от военных железнодорожников и отдача соответствующая. Строительство продолжается, и после завершения второго этапа расширения Восточного полигона Минтранс предлагает дополнительно увеличить его пропускную способность до 255 млн тонн в год к 2031–2032 годам.

Впрочем, расширение только железной дороги ситуацию не исправит. Стране необходимы также новые локомотивы, грузовые контейнеры и вагоны, а также цистерны. Так что открытие второй линии БАМа обязательно приведёт и к загрузке заводов по производству такой продукции. По прогнозу Минэнерго РФ, чтобы максимально сохранить уровень добычи и экспорта угля, в перспективе до 2030 года необходимо вложить 1-1,2 трлн рублей в развитие инфраструктуры и импортозамещения оборудования для отрасли.

Экспортом в Китай Россия не ограничивается. В обратную сторону сюда завозят автомобили, строительную технику, комплектующие и потребительские товары. Так что у отечественных железных дорог впереди горячее время.