Соколов скрывает проблемы в сфере туризма за лидерством Петербурга в программе кэшбэка
- Несмотря на неблагоприятную ситуацию в туристическом бизнесе Северной столицы, в Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга, работу которого контролирует вице-губернатор Максим Соколов, отчитываются «красивой статистикой» и новостями о лидерстве по турпотоку в рамках программы кэшбэка.
Пандемия коронавирусной инфекции нанесла серьезный ущерб мировому туризму. Согласно данным, опубликованным в докладе Всемирной туристской организации при ООН, в период с января по май 2020 года потери международного туристического сектора составили порядка 320 миллиардов долларов. Число туристов в разных странах мира сократилось более чем на 50% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а в мае количество поездок снизилось на 98%. Это связано с введением ограничительных мер и сокращением международных авиаперелетов.
Экономические потери понесли небольшие островные государства и многие крупные города. Исключением не стал и Санкт-Петербург. В 2020 году турпоток в Северную столицу упал на 72% по сравнению с 2019-м. С учетом данных, предоставленных Росстатом и системами бронирования, в общей сложности город на Неве посетили около 2,9 миллиона туристов, при этом доля иностранцев составила менее 0,5 млн человек, что на 89,7% меньше, чем годом ранее. Как рассказал «Фонтанке» владелец отеля «Гельвеция» Юнис Теймурханлы, после снятия ряда антиковидных ограничений, количество гостей увеличилось, но 98% из них составляют москвичи. В связи с отсутствием большого потока иностранцев гостиничный бизнес оказался в весьма затруднительном положении.
В марте на портале Комитета по развитию туризма сообщалось о дополнительном финансировании субъектов малого и среднего предпринимательства в этой сфере. На программу поддержки туристического бизнеса было направлено 204 миллиона рублей, но такого объема субсидий недостаточно для улучшения ситуации и удовлетворения потребностей предпринимателей в условиях не восстановившейся после локдауна экономики.
В настоящее время владельцы крупнейших отелей в Петербурге вынуждены продавать свой бизнес. При этом объекты выставляют на продажу с 35% дисконтом от обычной цены, но в реальности готовы отдать их за 50% покупателю с «живыми деньгами». Об этом на конференции «Отельный бизнес: Проблемы и решения 2021» заявил вице-президент Российской гостиничной ассоциации, генеральный директор управляющей компании «Кронвелл Менеджмент» Алексей Мусакин. По его словам, ситуация осложняется тем, что большинство этих объектов закредитованы в банках, и у владельцев есть проблемы с обслуживанием кредитов.
««Через год рынок начнет возрождаться, и тогда окупаемость отелей составит не 10-12 лет как раньше, а всего 6-7 лет. Это уже похоже на выгодный бизнес», – объяснил Мусакин.
Выступая на этой же конференции представитель отельного бизнеса Яков Адамов предупредил, что инвесторы должны быть готовы к тому, что восстановление на гостиничном рынке возможно не раньше 2022-2023 гг. Это связано с тем, что Санкт-Петербург является самым пострадавшим регионом в России с точки зрения туризма и гостиничной отрасли.
«Сейчас хороший период для тех, у кого есть деньги, войти на рынок и купить отели с большим дисконтом», – отметил Адамов.
Руководитель «Лиги малых отелей, хостелов и туристического жилья» по Северо-Западному федеральному округу Алена Енова рассказала, что в настоящее время сервис «Авито» переполнен объявлениями о продаже небольших отелей, но отличие этого года заключается в том, что их почти перестали покупать.
«Если отели и покупают, то с супердисконтом, я это называю «продать по цене кроватей». Повторяется ситуация, которую мы видели на рынке во время предыдущих кризисов. Большие игроки, у которых есть деньги, готовы скупать маленьких, но очень дешево», – заявила Енова.
Несмотря на сложную экономическую ситуацию в городской туриндустрии, курируемый Максимом Соколовым комитет пытается создать иллюзию выхода из кризиса, сообщая о том, что Санкт‑Петербург оказался среди лидеров по количеству бронирований по программе кэшбэк от Ростуризма. За четыре дня после запуска третьего этапа программы было продано туров на более чем 1 миллиард рублей, и Северная столица попала в десятку наиболее популярных направлений. Эту новость также активно распространяют региональные СМИ, в связи с чем создается впечатление, что Петербург успешно восстанавливается после пандемии, хотя факты говорят о том, что туристический бизнес города «трещит по швам», а существенных улучшений не предвидится в ближайшие два года.
Такое несоответствие публикаций комитета и прессы с реальной картиной происходящего можно объяснить попыткой Соколова и его подчиненных скрыть свои неудачи и некомпетентность в работе по восстановлению экономической ситуации и туристического потока в Санкт-Петербурге. Аналогичную тактику команда вице-губернатора уже применяла, распространяя красочные отчеты об «успехах» в транспортной сфере, чем вводила общественность в заблуждение.
Как ранее писал телеграм-канал Tiograf, на фоне отсутствия позитивных инфоповодов о работе Комитета по развитию транспортной инфраструктуры, деятельность которого также координирует Максим Соколов, пресс-служба вице-губернатора с помощью «неофициально оплаченных публикаций в СМИ» распространила информацию о показе полногабаритного макета инновационного вагона «Смарт».
Новость подхватили различные каналы и паблики, а многочисленные проблемы с нехваткой остановок, отсутствием схемы новой маршрутной сети и строительством станций метро ушли из поля зрения общественности. При этом внимательные пользователи указали на то, что «новый» макет инновационного вагона уже был представлен почти два года назад, в июне 2019-го.
По всей видимости, уже проверенную схему отвлечения внимания от реальных проблем аппарат Соколова решил применить и относительно работы Комитета по туризму, отвлекая внимание от реально существующих проблем в индустрии, вызванных пандемией коронавируса и по-прежнему требующих решения.