Предложить новость
18+

«Призрачная» архитектура Петербурга за федеральные миллиарды

Замороженные большие архитектурные или инфраструктурные проекты – это реальность девяностых и нулевых в новейшей истории России. Ну, или дня сегодняшнего, но в совсем уж глухой провинции, где деньги, в том числе и на «распиле» бюджетов больших строек очень любят тишину.

И тем удивительнее узнавать про то, что подобного рода объекты «существуют» в Петербурге. Который, по сути, вторая столица, да и вообще на виду у всей страны. И, к слову, ряд этих долгостроев получил финансирование непосредственно из федерального бюджета. Но, кажется, в администрации Петербурга настолько «своя атмосфера», что даже ушедшие непонятно куда федеральные деньги и последствия за их уход в неизвестном направлении никого особо не пугают.

Речь здесь идет о трех «стройках-призраках», две из которых вообще являют собой этакий «многослойный архитектурный бутерброд». Речь идет про «Судебный квартал» и парк «Тучков буян», которые в разное время были запланированы на одной и той же территории.

Начать стоит с «Судебного квартала». Это комплекс задний для работы и жизни Верховного Суда РФ, который должен быть перенесён в Петербург. Проект стали активно обсуждать еще в 2012 году. Предложение о переносе Высшего арбитражного суда, Верховного суда и Судебного департамента при Верховном суде высказал Владимир Путин. Что характерно, построить «Судебный квартал» планировали за 2 с половиной года. А потратить на него 50 миллиардов еще тех, образца 2012 года, рублей.

После выбора проекта строительства, инициировать сам процесс возведения «Судебного квартала» запланировали в 2014 году. Но уже тогда 17 000 петербуржцев подписали коллективное письмо против этой стройки. Главной причиной по мнению ряда экспертов было то, что «Судебный квартал» — это, по сути, режимный объект, закрытая территория с охраной. Ну, примерно, как комплекс ФСБ на Лубянке. Поэтому реакция горожан, в целом, была понятна.

Но, в общем-то, как показали дальнейшие события, петербуржцы беспокоились зря потому, что проект «завис». В итоге была смена архитекторов, планов, сумм на сам проект, а параллельно случались скачки курса рубля. Что выводило стоимость комплекса на какие-то совсем космические высоты.

Вся эта история тянулась вплоть до апреля 2019 года, и по некоторым данным «скушала» до 15 миллиардов рублей. А потом в преддверии губернаторских выборов Александр Беглов решил перенести строительство «Судебного квартала» в район Смольной набережной. А на прежнем месте начать строить общественное пространство, он же парк «Тучков буян». Что характерно, проект тоже обещали завершить за два-три года, то есть к 2022-му. Ну, и федеральное финансирование в размере 6 миллиардов рублей тоже было получено, куда же без этого? Но на текущий момент, середины 2021, года все работы, которые проведены непосредственно, «на земле» включают в себя следующее: построен дворец Эйфмана, уложена большая бетонная плита и ликвидирована подземная парковка, появившаяся в ходе долгого и сложного строительства «Судебного квартала».

Показательна тут судьба проектной документации парка. В начале 2020 года 90 миллионов рублей было выделено на составление проекта парка. А потом, в августе уже 2021-го, внезапно, «Беглов обратился к гендиректору ДОМ.РФ Виталию Мутко с просьбой выступить организатором проектных работ для строительства» «Тучков буяна». И здесь вопрос даже не в том, а где первоначальный проект и что с ним стало, а в том, «где деньги, Зин»? На что ушли 90 миллионов рублей?

В общем, есть очень большие сомнения, что в 2022 году на месте пустыря и вечной стройки в одном из центральных районов Петербурга появится некое новое, прекрасное и зеленое общественное пространство. Которое по обещаниям, данным Бегловым в 2019 году должно стать «не хуже, чем Зарядье».

Но и это еще не всё. Самым непосредственным образом с этим парком, да и с «Судебным кварталом» связана судьба еще одного «призрачного архитектурного объекта». Так называемого, Орловского тоннеля. Это вообще легендарный долгострой, который фигурирует в планах Петербурга с шестидесятых голов прошлого века. В теории, это подземная автомагистраль под Невой, которая должна соединить Смольную и Свердловскую набережные. С ожидаемой проходимостью 60 тысяч автомобилей за сутки.

В начале нулевых проект попытались реанимировать и оценили в 9-11 миллиардов рублей. При этом сам тоннель уже в десятые, а естественно, с начала нулевых его никто так и не построил, удачно лег в концепцию «Судебного квартала». Под этот тоннель там, собственно, строили, в том числе и ныне снесенную подземную парковку. Но поскольку «Судебного квартала» не стало, то вроде, как и необходимость в Орловском тоннеле отпадает. Хотя это, конечно, не так. Поскольку проходимость шестидесяти тысяч машин в сутки разгрузит центр города от пробок. Однако проблема в том, что поддержание в рабочем состоянии этого объекта будет требовать постоянных затрат. А по некоторым данным, таких денег у города в длительной перспективе просто нет.

И подытоживая, можно сказать, что на текущий момент в центре Петербурга имеет место быть этакое виртуальное архитектурное хозяйство, которое вобрало в себя уже пару десятков миллиардов федеральных рублей, но даже этих денег не хватило, чтобы перевести его из виртуального в хоть сколько-то реальное состояние. При этом, злые языки говорят, что в ближайшем будущем и не получится. Уж слишком удобно это все «лежит и денег просит».

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзене», где собираются самые крутые видео и интересные статьи «Мегаполиса»!
Перейти в Дзен
Текст новости: Арина Радионова
15:35, 07.09.2021
428