Почему передача бизнес-политики Петербурга Соколову плохая идея?
Вице-губернатору Петербурга по транспорту Максиму Соколову передали во временное управление комитеты по экономической и промышленной политике. Ранее чиновник уже руководил этим сектором финансового блока города, где отметился провалами по ряду проектов. В том случае, если «временное решение» трансформируется в «постоянное», то вряд ли можно ожидать перспектив в реализации инвестиционных проектов и развитии города.
Перестановки в Смольном
Губернатор Петербурга провел ротацию полномочий у своих заместителей и перераспределил кураторство над частью комитетов, сообщается на сайте администрации. После ухода вице-губернатора Евгения Елина, курирующего финансовый блок города, полномочия по контролю за сферой бизнес-политики были разделены. Вице-губернатору Петербурга Эдуарду Батанову временно отдали Комитет имущественных отношений. При этом Батанов утратил контроль над двумя ведомствами: Комитет по делам Арктики передали Владимиру Княгинину, а кураторство деятельности ГАТИ и Гостехнадзора перепоручили Николаю Бондаренко. В свою очередь, вице-губернатору по транспорту Максиму Соколову под временное кураторство отдали два ведомства – Комитет по экономической политике и Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле.
Ротация полномочий вице-губернаторов уже вызвала негативную реакцию бизнес-сообщества. Так, руководитель РОО «Содействие малому бизнесу» Янина Гришина в беседе с РБК отметила пагубность раздела единого финансового блока, определяющего бизнес-политику в городе и от которого зависит существование малого бизнеса. По словам эксперта, предприниматели выказывают надежду, что вскоре появится новый экономический вице-губернатор. Если решение о разделе финблока останется на постоянной основе, то это навредит малому бизнесу, особенно на фоне COVID-пандемии.
Опасения предпринимателей вполне понятны. Нет ничего более постоянного, чем временное и неудачные кадровые перестановки в Смольном прошлых лет, затягивания назначения глав комитетов и ведомств это неоднократно доказывали. Как пример – Комитет по благоустройству, где долгое время не могли согласовать главу. Сергей Малинин в качестве врио просидел около года (с октября 2019 по октябрь 2020), а потом сохранил за собой место. При этом и в самом Комитете на ряде управляющих должностей долгое время были одни «временные главы и руководители». По итогу в городе не смогли грамотно и скоординированного провести «мусорную реформу», так как сложно было найти «готовых и ответственных». В контексте передачи комитетов по экономической и промышленной политике вице-губернатору Максиму Соколову перспектива сохранения им кураторства над ведомствами на длительный или постоянный период не сулит Петербургу ничего хорошего. При этом негативные последствия прогнозируемы не только для малого бизнеса, но и для сектора инвестиций, предполагающего реализацию крупных проектов.
«Черные пятна» идеальной биографии
Вице-губернатор Максим Соколов – не новое лицо во внутренней городской политике. С 2004 при губернаторе Валентине Матвиенко он был председателем Комитета по инвестициям и стратегическим проектам. В 2009 году Соколов стал членом городского правительства и возглавил Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли. Тот период многие оценивают, как «трамплин» Соколова, а в СМИ напоминают о том, что чиновник был включен в «золотую сотню кадров» президента России. В основном это связывают с успехами на ниве реализации инвестинициатив. Например, привлечения в Петербург крупных автопроизводителей (Toyota, Nissan, Hyundai, GM). Однако это то, о чем было «принято говорить» и что раструбили СМИ. Хотя в биографии Соколова есть «черные пятна», которые заставляют задуматься о его эффективности и значимости достижений. Потому что ряд инвестиционных инициатив и проектов оказался провальным и создал проблемы жителям.
В период с 2005 по 2011 год в городе активно велись работы по созданию Орловского тоннеля, который должен был соединить Смольную и Свердловскую набережные и обеспечить пропускную способность до 60 000 автомобилей в сутки. Тоннель – мегапроект и детище Соколова. Важно, что его прокладка была тесно связана с планами по строительству небоскреба «Газпрома» на Охте – он во многом определял необходимость строительства Орловского тоннеля. Однако проект так и не был доведен до финала. На срыв повлиял ряд обстоятельств: финансовый кризис 2008 года и нехватка финансирования, отмена строительства небоскреба на Охте, споры из-за неоднозначного увеличения сметной стоимости проекта. Также вскрылись конструктивные недоработки при проектировании (не были учтены затраты на эксплуатацию, электроснабжение, пожаротушение и вентиляцию), которые снова обозначили необходимость увеличения стоимости проекта. В 2011 году строительство тоннеля было фактически остановлено. Однако несуществующая «подземная труба» создала реальные финансовые проблемы. Бюджет города безвозвратно потерял 1,2 млрд рублей, которые были выплачены «Невской Концессионной компании» (НКК, подрядчик) из бюджета города для начала строительных работ.
Провальным оказался и проект «Надземного экспресса», который должен был решить проблемы южной части города посредством соединения легкорельсовым транспортом Красносельского, Кировского, Московского, Фрунзенского и Невского районов. Изначально планировалось, что «Надекс» появится к 2008 году. Однако из-за проблем с финансированием, конкуренции с иными трамвайными маршрутами, возникшей необходимостью демонтажа части транспортной инфраструктуры (участка от Стрельны до улицы Пионерстроя), неясности окупаемости, сроки начала строительства постоянно с двигались (с 2008 на 2009, потом на 2011 и т.д). По итогу надземную трамвайную линию так и не построили. Интересно то, что фактически к реализации проекта приступали – был проведен конкурс на строительство и подготовлена проектная документация. Подготавливалась смета на проведение первоначальных работ, подразумевающая инженерные работы и выплату компенсаций за изымаемые объекты недвижимости. Однако «компенсации» предназначались не всем. Многие помнят, что чиновники насильно изымали у петербуржцев-арендаторов земли, оказавшиеся на маршруте «Надекс». С арендаторами просто не продлевали договоры. Миллионы потрачены, проблемы петербуржцам созданы, а трамвайной линии нет.
Затрагивая тему «компенсаций» за собственность напомним, что не все так гладко шло и при строительстве «Западного скоростного диаметра» на начальных этапах, курировал которые также Максим Соколов. Многие петербуржцы помнят, как Смольный неохотно выплачивал компенсации за снесенные гаражи, оказавшиеся в радиусе ЗСД. Жители вынуждены были через суды добиваться получения вменяемых сумм за утраченное имущество. Либо соглашаться на копейки, предлагаемые администрацией.
Отметим, по итогам 2020 года Санкт-Петербург вошел в число регионов с недостаточной динамикой промышленного производства (упал на 2,6%), объема строительных работ, оборота розничной торговли (снизился на 2%), и роста реальных денежных доходов населения. По динамике инвестиций в основной капитал Петербург оказался 27 месте из 85 в РФ. По данным Минфина РФ, суммарный объем госдолга всех регионов РФ на 1 октября 2020 года составил 2,18 трлн рублей. В абсолютном выражении госдолг вырос на 65,2 миллиарда рублей. Одним из субъектов, внесших наибольший вклад в его рост, был Санкт-Петербург. Одной из причин экономического упадка является слабая поддержка бизнеса и отсутствие реализации инвестиционных проектов (малых и крупных). Сегодня есть необходимость в коррекции динамики развития города, что автоматически ставит высокие требования к кураторам экономического блока. Особенно к контролирующим деятельность комитетов по экономической и промышленной политике. С учетом ротации эти требования предъявляются к Максиму Соколову. Однако сегодня нет уверенности, что он сможет решить проблемы или хотя бы не ухудшить положение с имеющимся бэкграундом из провальных проектов, повлекших негативные последствия как для бюджета города, так и для его жителей.