Парламентарии ЗакС получали до 60% «откатов» по коррупционной бизнес-схеме депутатских поправок
Петербург – единственный регион в России, где существует закрытая система распределения бюджета в рамках ЗакСа (законодательного собрания). Такая непрозрачная система – благодатная почва для развития коррупции, поэтому журналисты ФАН решили посвятить свое новое расследование так называемой «депутатской поправке» и разобраться в том, как распределяется бюджет за закрытыми дверями. Это особенно актуально накануне слушаний по утверждению бюджета Петербурга на 2021 год.
Кроме закрытого формата распределения бюджета у петербургского ЗакСа есть еще привилегии – его депутатам разрешено тратить по собственному усмотрению 2% от городского бюджета путем внесения поправок. Такое преимущество есть только в Северной столице и возникло оно еще в 1996 году, когда бывшему главе города Анатолию Собчаку было необходимо задобрить депутатов перед выборами.
Изначально распределение 2% было достаточно прозрачно: все 50 членов ЗакСа распределяли сумму поровну, при этом каждый был обязан предоставить план расходования бюджета. После Яковлев изменил подход к процедуре распределения, отдав предпочтение коллективизму. Теперь депутаты должны были подготовить проект, а на утверждение его подавала администрация города.
Со временем процесс затуманился до такой степени, что найти зачинщика махинаций, которые стали происходить из-за закрытого формата, стало очень сложно. Это случилось благодаря Валентине Матвиенко, которая придумала подавать поправки не лично от каждого депутата, а от имени фракции.
Сейчас губернатор Александр Беглов стремится сделать процесс распределения бюджета более прозрачным. Для этого 16 сентября текущего года он решил внести изменения в закон «О бюджетном процессе в Санкт–Петербурге». Подготовлено дополнение, благодаря которому сократятся полномочия парламентариев при внесении поправок в процессе обсуждения бюджета. Теперь депутаты будут обязаны согласовывать выделенные средства с их получателями. Изначально данный вопрос планировали рассмотреть 30 сентября, но председатель ЗакСа Вячеслав Макаров исключил его из повестки. Теперь обсуждение нового бюджета города на следующий год запланировано на 6 октября.
Инициатива Собчака имела благородное обоснование – мол, благодаря ей будут качественнее решаться проблемы в районах города. Тем не менее, фактически поправка использовалась для пополнения собственных карманов. Более того, махинации в рамках «депутатской поправки» происходят до сих пор.
Один из последних пойманных на этом депутатов – Роман Коваль, который подозревается во взятке в виде 17 миллионов рублей и автомобиля Audi Q7. Выяснилось, что депутат распределял свой процент по учреждениям, осуществляющим крупные закупки у близких ему поставщиков. За это он получал 20% от стоимости контракта. Известно, что с 2018 года парламентарий «сотрудничал» с владельцем компании «Техмедикал групп», а теперь оказывает содействие ООО «ОМК».
Ранее на коррупции в рамках «депутатских поправок» были пойманы депутаты Светлана Нестерова и Борис Ивченко. Также СМИ отмечали, что Коваль и Макаров давно состоят в дружеских отношениях, поэтому глава ЗакСа однозначно в курсе всех процессов распределения средств по «депутатским поправкам».
Несмотря на то, что сумма распределения составляет всего 2%, на деле это очень приличные деньги. Так, в 2019 общие расходы бюджета составили 628,3 миллиарда рублей, в 2020 году – 727,7 миллиарда, а в 2021 сумма будет еще больше.
Процедура выделения средств на поправки довольно сложная и запутанная. Так, по прошествии первого чтения поправки вправе подавать: губернатор Петербурга, депутаты ЗакСа, объединения фракций и органы ЗакСа. На данном этапе возникает важный момент распределения средств, ведь в итоге решение о выделении денег некоторым парламентариям принимается с оглядкой на депутатов, поддержавших заявленные суммы и проекты в прошедшем чтении. Ранее глава комитета по борьбе с коррупцией при Санкт-Петербургском региональном отделении ЛДПР Анна Замараева подробно рассказала о роли главы ЗакС и влиянии первого этапа на «2% для поправок».
После поправки семь дней рассматриваются в бюджетно-финансовом комитете, дальше ведомство проводит экспертизу и готовит рекомендации с обоснованием необходимости принятия или отклонения поправок во время рассмотрения во втором чтении.
В процессе есть ряд серьезных недочетов: во-первых, парламентарии имеют право прямо в процессе рассмотрения вносить коррективы в поправки, которые нигде не учитываются официально. Именно это и делает процедуру максимально непрозрачной. Во-вторых, в процессе отсутствует персонификация, что позволяет скрыть авторство поправок. Именно этим и пользуются депутаты, пряча в поправки сомнительные инициативы.
За 25 лет коррупции в «депутатских поправках» появились свои «рыночные правила». Так, депутат Четырбок отдает хороший процент от «поправочных» денег тем, кто помог ему занять высокий пост.