98, 127, 178… В ГУ МВД рассказали, как росло за последние годы число ДТП с электросамокатами в Петербурге, и предложили запретить СИМ ездить по тротуарам
Петербургская полиция выступила с инициативой запрета езды на электросамокатах по тротуарам.
Идеей запрета поделился 15 мая с журналистами на брифинге заместитель начальника УГИБДД по Петербургу и Ленобласти Игорь Никишин.
«Основная задача, мы на этом настаиваем, — самокатов на тротуарах быть не должно. Это позиция главка. Они могут спокойно передвигаться по велодорожкам. Для нас важно не привлекать, а именно профилактировать», - сказал он.
«Мегаполис» не сумел побывать на брифинге, но все же задал пресс-службе регионального полицейского главка несколько вопросов, касающихся электросамокатов и связанных с ними проблем.
- Вчера вы предложили убрать их с тротуаров. А как насчет полного запрета езды на самокатах в городской черте? Жители Центрального района недавно выступили с идеей устроить референдум по этому вопросу и уже собрали подписи…
- Обоснования для полного запрета отсутствуют, ГУ МВД выступает лишь за запрет езды по тротуарам. Эта наша инициатива обоснована анализом уровня безопасности.
- Сколько ДТП с участием электросамокатов происходило в регионе в последние годы? Стало ли их меньше с введением поправок в ПДД, регулирующих езду на СИМ? Где чаще всего происходят эти ДТП и каковы самые распространенные причины аварий?
В 2021 году в Петербурге было зарегистрировано 98 ДТП с участием электросамокатов, в которых были пострадавшие. В 2022-м – на 29 больше, 127 аварий. В 2023-м число выросло уже на 51 – произошло 178 ДТП.
В прошлогодних авариях с участием СИМ погиб один человек, 177 пострадало, в том числе 22 ребенка в возрасте до 16 лет. В 2024 году на 12 мая в городе зарегистрировано 41 ДТП с участием СИМ, в которых пострадал 41 человек, в том числе 11 детей.
Но статистика касается только тех инцидентов, которые квалифицированы как дорожно-транспортные происшествия и учтены в УГИБДД. Можно предположить, что их реальное число значительно выше.
По данным прошлого года, основными местами дорожных происшествий с участием СИМ стали регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы (51 и 23 ДТП, соответственно), выезды с прилегающих территорий, то есть пересечения проездов с тротуарами (36 ДТП), перегоны (24 ДТП), внутридворовые территории (18 ДТП), тротуары (8 ДТП).
Самые распространенные причины аварий с СИМ – нарушение требований сигналов регулирования; переезд пешеходного перехода; внезапное появление на проезжей части; несоблюдение очередности проезда.
- Мы почти каждый день пишем об автоавариях с погибшими и «тяжелыми» пострадавшими, по факту которых полиция возбуждает уголовные дела по 264-й статье УК РФ. В ДТП с самокатчиками люди тоже получают тяжелые увечья. Привлекают ли их к уголовной ответственности?
- В прошлом году было возбуждено несколько уголовных дел по статье 268 УК РФ (нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта). Она предусматривает для любого участника дорожного движения, не являющегося водителем транспортного средства, – в том числе для пользователя СИМ мощностью менее 250 Вт – до 2 лет лишения свободы за ДТП, в котором по неосторожности причинен тяжкий вред здоровью человека, до четырех лет – если человек погиб, и до семи лет – если наступила смерть двух или более лиц.
Одно из таких дел было возбуждено по факту наезда неустановленного лица на арендованном электросамокате на 9-летнего мальчика, совершенного 20 сентября 2023 года на пешеходном переходе проспектов Луначарского и Художников. Медицинская экспертиза оценила полученные ребенком травмы как тяжкий вред здоровью. Личность арендатора самоката пока установить не удалось, расследование продолжается.
Еще два примера – дела в отношении 16-летнего подростка, который 10 октября, взяв в аренду самокат, сбил 76-летнюю женщину на тротуаре Съезжинской улицы, и 40-летней самокатчицы, совершившей наезд на 63-летнюю женщину на тротуаре проспекта Просвещения 8 ноября. В обоих случаях врачи диагностировали у пострадавших тяжелые травмы.
И свежий случай: 23 апреля нынешнего года 21-летний мужчина на электросамокате наехал на 11-летнего подростка на тротуаре проспекта Энгельса. Мальчик получил разрыв селезенки. Виновник ДТП также стал фигурантом уголовного дела.
- С начала мая пеших инспекторов Центра управления парковками обязали следить за соблюдением правил пользования СИМ в зонах платной парковки. Информацию о нарушениях они передают в кикшеринговые компании. А попадает ли она в полицию?
- ГЦУП не передает сведения в УГИБДД. В территориальные органы Госавтоинспекции информация о нарушениях не поступает.
- Не планирует ли УГИБДД проводить свои рейды по нарушениям среди самокатчиков?
- Профилактическая работа с пользователями СИМ ведется на постоянной основе. Помимо этого, в случае роста аварийности проводятся специализированные мероприятия, направленные исключительно на предотвращение и пресечение нарушения ПДД пользователями СИМ.
Начиная с 14 марта, в Петербурге проводится профилактическая операция «Кикшеринг», ее задача – проверка соблюдения пользователями электросамокатов, в том числе, арендных, правил дорожного движения, а также правил соблюдения кикшеринговыми компаниями договоренностей с городом, в частности, о правилах размещения арендуемых средств индивидуальной мобильности. В ночь на 14 мая ГУ МВД в рамках этого мероприятия было выявлено 2229 СИМ припаркованных с нарушением правил. По выявленным фактам возбуждены административные дела по статье 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). Электросамокаты были изъяты и помещены на склад временного хранения.
- Как в целом работает система взаимодействия между кикшеринговыми компаниями и дорожной инспекцией? Часто ли полицейские обращаются к ним для установления и поимки нарушителей? Насколько оперативно там реагируют?
- Органы полиции плотно взаимодействуют с представителями прокатных компаний. Согласно ФЗ «О полиции», любая организация, независимо от формы собственности, обязана предоставить запрашиваемую нашими сотрудниками информацию.