2022 год грозит стать наихудшим по показателям капитального ремонта в Петербурге
Фонд капитального ремонта (ФКР) Санкт-Петербурга, образованный в 2013 году регоператор капитального ремонта в многоквартирных домах, показывает ухудшение работы с 2019 года в части собираемости взносов и выполнения работ. Специалисты называют несколько причин такой ситуации, в числе основных – непрозрачная система оплаты, резкий рост минимального взноса и плохое качество ремонта.
Согласно отчетам ФКР, с 2018 года собираемость упала на 10% - в 2021 году собрали 88,11% запланированного, тогда как в 2018 - 98, 56%, при этом среднероссийский показатель собираемости год от года растет и в 2021 году составил 97,1%.
Выросла и задолженность по оплате капремонта – по итогам 2021 года петербуржцы остались должны ФКР рекордные 5 ,1 млрд рублей, тогда как в прошлом всего 2, 8 млрд.
Эксперты заметили, что задолженность стала расти после кратного увеличения минимального взноса за капремонт. Если в 2014 он составлял 2 рубля за квадратный метр, то в 2019 году вырос до 4-5 рублей за «квадрат», а в 2021 достиг 11-12 рублей за квадратный метр. Это позволило увеличить сумму собираемых средств – с 2014 в ФКР поступило 221, 5 млн рублей, то в 2021 уже 13, 7 млрд, что больше в 60 раз.
Но многих собственников смущает такой резкий рост тарифов и тот факт, что жители дореволюционных домов платят всего на рубль больше, чем обитатели зданий, построенных после 1980 года, хотя очевидно, что первые требуют больше затрат на содержание.
Много претензий к качеству работы ФКР с момента вступления в должность губернатора Александра Беглова: суммы взносов для граждан растут, но люди не видят улучшения уровня содержания своих домов. Сроки работ срываются, качество проведенных работ нередко оказывается неудовлетворительным. Из запланированных в 2021 году 2329 видов работ выполнили только 81%, а оплачено оказалось всего 7,5% работ за первое полугодие 2022 года. Процент невыполненных работ увеличивается с каждым годом: в 2019 году это были 5%, 2020 год – 10%, 2021 год – 21%.
По результатам аудита Контрольно-счетная палаты, в период с 2018 по 2020 год на счетах организации ежегодно оставались средства (на 1 января 2021 года более 5 млрд), а из программы капремонта не исключали расселенные и снесенные объекты – около десяти остались в перечне на 2020 год, ходя должны были быть исключены еще в 2017. Из-за нарушений город понес ущерб на 2,7 млрд рублей. Кроме того, КСП выявила и другие нарушения, связанные с плохой организацией работ, что позволило признать петербургскую программу капремонта неэффективной, несмотря на значительное финансирование.
Город последовательно снижает свое участие в программе капитального ремонта – если в 2014 году Смольный выделял субсидии, позволяющие в значительной степени финансировать программу, то начиная с 2019 года значительно ее сократил, а в 2021 году вообще не выделил средств на эти цели.
На 2022 год субсидия для ФКР также не была запланирована бюджетом, но из опасения, что возросший взнос приведет к увеличению недовольства граждан губернатор Александр Беглов все-таки внес поправку, подразумевающую выделения 3 млрд рублей.
Но запланированная еще в ноябре субсидия так и не поступила на счет ФКР в августе. Есть основания предполагать, что Смольный так и не выполнит заявленные обязательства. Учитывая, что смена руководства фондом не привела к росту доверия петербуржцев, отказ субсидировать капремонт сделает 2022 год наихудшим по показаниям капитального ремонта, учитывая сумму задолженности.